Красноярская школа изобразительного искусства ведёт начало от Василия Сурикова - художника, в картинах которого слышится голос многомиллионного русского народа. В его картинах показана богатырская красота русской природы. Суриков не только оставил своим потомкам грандиозные картины-эпопеи, отражающие широкую панораму жизни России. В родном Красноярске он создал художественную школу, воспитал достойных учеников. Само существование этой школы, её развитие на протяжении всего ХХ-го века стало особым явлением русской национальной культуры. Сегодня эта школа насчитывает десятки имён талантливых мастеров живописи, графики и скульптуры. Так же, как и Суриков, ученики его школы последующих лет продолжают быть новаторами колористических и композиционных решений в изобразительном искусстве. Так же, как и Суриков, они пытаются проникнуть в глубину истинной истории своей страны, в психологию своей эпохи. С Дмитрия Каратанова, ученика Василия Сурикова и первого директора Красноярской художественной школы, по сути, и начинается в крае история искусства пейзажа. Могучая сибирская природа, начиная от степей Хакасии и предгорий Тувы и заканчивая заполярной тундрой, вечной мерзлотой, льдами Арктики, не могла не вдохновлять одержимых талантливых живописцев. С другой стороны, только по-настоящему яркие, одарённые от Бога художники были способны в полной мере отразить эту нигде более невиданную красоту , мощь и силу. Каждый красноярский художник всегда развивался в индивидуальной творческой манере, демонстрируя совершенно разные подходы к проблеме реалистического пейзажа. Если пейзажи Дмитрия Каратанова были сдержанно суровы, в них преобладали, как правило, тёмные тона и краски, то художникам более позднего периода надо было искать новые, нестандартные решения в области цвета. Решая эти задачи, сразу обратили на себя внимание Тойво Ряннель, Юрий Худоногов, Борис Ряузов, Андрей Поздеев, Геннадий Горенский. У художников определялись и наиболее излюбленные места, которые они отражали в своих пейзажах. Тойво Ряннель часто отправлялся в экспедиции по краю, Юрий Худоногов всем сердцем полюбил Хакасию. Борис Ряузов создал целые пейзажные серии по историческим местам Сибири. Алексей Климанов воспел сибирскую тайгу, увиденную глазами геологов. Ничуть не меньшие по своему эпическому масштабу полотна создавали и графики. Обобщённый образ Сибири представляет творчество талантливого и яркого графика Рудольфа Руйги. Грандиозную красоту и просторы бескрайней тундры, теплоту человеческого очага среди этих вечных снегов необычайно интересно отразил Владимир Мешков. Героями Николая Сальникова стали романтики и мечтатели, отправлявшиеся на освоение бескрайних просторов, поехавшие в Сибирь "за туманом и запахом тайги". Графика и в дальнейшем развивалась в крае весьма успешно.Необычайно одарённый представитель нынешнего поколения красноярских графиков Гумар Мусин в совершенстве владеет всеми видами этого искусства, начиная от карандашного рисунка и кончая разными типами линогравюр и монотипии. 60-ые годы ХХ-го века отмечены небывалым ростом профессиональной культуры художников. На это время приходится подлинный расцвет творчества целого ряда теперь уже всеми признанных мастеров. Наряду с пейзажами, художники пробуют себя в жанре натюрморта, изображая на холстах не только цветы, но и дары сибирской тайги: шишки, ягоды и грибы, охотничьи трофеи. Политическая оттепель шестидесятых была недолгой. Обстановка в стране продолжала оставаться сложной. Власть требовала от художников чёткой и определенной идеологической направленности их произведений. В это время одни художники были чрезмерно обласканы властью, жили безбедно. Другие наоборот - испытывали гонения, терпели нужду. Но никакие репрессии не могли повлиять на самобытное творчество Андрея Поздеева, Геннадия Горенского, Владимира Капелько (который вынужден был переехать из Красноярска в Абакан), Валерия Песегова, Юрия Деева, Сергеева Бондина (Минусинск), Сергея Горбатко, Юрия Дударева.
В 90-ые годы в развитии художественного искусства Сибири наступил новый этап. В Красноярске открылся художественный институт, Сибирско-Дальневосточное отделение Российской Академии художеств. По сути, собирается в единую "цепь" сложная система профессиональной подготовки и образования мастеров изобразительного искусства и скульптуры. Молодых талантов много как никогда. Золотой медалью Академии художеств награждён один из самых известных сегодня молодых художников страны Валерий Росляков. Подлинные шедевры создаёт выпускник первого красноярского набора в Академию молодой скульптор Юрий Злотя, работающий в жанре станковой скульптуры и мелкой пластики. Его работы, в которых мастер говорит со зрителем выразительным и лаконичным языком символов и знаков, находятся сегодня в коллекциях многих музеев мира. По его проектам устанавливаются памятники, в том числе - Ермаку в Пермской области и художнику Андрею Поздееву в Красноярске.
Творчество нынешнего поколения сибирских художников чрезвычайно многопланово, разнообразно по жанрам, художественным приёмам. Художники как никогда свободны, не стеснены никакими творческими или политическими условностями. Правда одни, так и не сумев обрести своего мировоззрения, мечутся из крайности в крайность. Другие, такие, как Иван Данилов, Константин Войнов, Сергей Горбатко, Владимир Бычинский, Сергей Бондин, Александр Терентьев, сумели стать самостоятельными, яркими личностями, во всех отношениях сформировавшимися художниками, достойно продолжающими великие традиции красноярской школы изобразительного искусства.
Из каталога "Элита Красноярского края. На рубеже двух тысячелетий". 2000 год.
Специальный выпуск справочной серии "Весь Красноярск". 2000 год. "Сибирия. Издательский дом"